Самобытность Кун-фу и проблема ментальности

Во времена Древнего Китая все методики психофизических тренировок, включая боевые единоборства назвали Гунфу. Значение термина «гунфу» очень широкое. Китайцы в это слово вкладывали смысл некого подвига, «высшего действия», то есть безграничный идеал и стремление к совершенству. Этого, по их мнению, можно было достичь пребывая в гармонии с окружающим миром. Один из первых и главных постулатов «гунфу» гласил, что мастерство невозможно без гармонии.

Если разобрать слово «гунфу» на отдельные слова, то слово «гун» можно перевести как «труд» или «работа». Простые крестьяне вкладывали в это слово смысл некоего высшего духовного делания и методов его достижения.

В итоге значения слова «гунфу» настолько переплелись, этим словом стали называть всевозможные практики, которые помогали достичь духовного и физического совершенства.

Что касается психофизических тренингов, то гунфу вобрало особенности этих тренингов из буддизма, даосизма и конфуцианства. Едиными стали принципы сохранения здоровья, самовоспитания, почета и уважения к окружающим людям и природе. Именно с тех пор Гунфу позиционирует себя именно как искусство, имеющее творческие начинания направленные на всеобщее развитие человеческой личности. Именно благодаря этой главной особенности гунфу оставался долгое время непонятным и неприемлемым среди западных людей. Непосредственно, в это время появилось и ушу — китайская система воспитания через психофизические упражнения. Ею могут заниматься люди в любом возрасте и разного уровня физподготовки. Это больше философская система для самосовершенствования. Сегодня, можно изучать ушу в Москве, в Центре «Пять Стихий», где преподается «традиционное ушу шаолиньского монастыря» (Шаолинь-Цюань). Кунфу – синоним боевого направления ушу. Гимнастика ушу формирует идеальную фигуру, равномерно нагружая разные группы мышц. При этом неторопливые движения в ушу не хуже сжигают калории, чем аэробика. Потому ушу особенно полезно девочкам. Кунфу учит избегать конфликтных ситуаций, применяя боевые навыки только в крайнем случае, и при этом не развивает агрессивность.

Европейцу трудно было понять, то что медитирующий монах, боец показывающий невероятные приемы борьбы и владения холодным оружием и даже бродячий артист, блестяще владеющий гимнастикой; все они занимаются одним – они занимаются гунфу. Поэтому весь принцип гунфу европейцы разделили на понятия «гигиеническая гимнастика», «методы достижения совершенства», «техника самогипноза», «искусство боя». Благодаря такому ментальному несоответствию гунфу перекочевало на Запад в таком «разобранном состоянии»: медитация и духовные практики использовались отдельно, гимнастика отдельно, боевое искусство тоже отдельно. Сам термин «гунфу» потерял свой первоначальный свой первоначальный смысл и им стали называть лишь «способ мордобоя по-китайски». И лишь в самом Китае, где, пожалуй чтят свои традиции, как не в какой другой стране мира, мастерство гунфу сохранило свой первоначальный облик. Именно «гунфу», а не кун-фу! Потому что переняв это вид искусства европейцы назвали его на свой манер «кун-фу».

Поэтому, если вы спросите у китайца, занимается ли он кун-фу, он ответит, что занимается «гунфу» и объяснит вам разницу между ними, даже одной фразой. «У нас есть только гунфу, а слово кун-фу придумали иностранцы для того, что бы им было удобнее называть наш вид единоборства».