Личностный рост: что это и в чем он заключается?

Как часто сегодня произносится фраза «личностный рост». Расти над собой предлагают психологи, коучи, и даже астрологи и маги. Однако объяснить, что такое личностный рост толком никто не может, ограничиваясь фразами это развитие себя, раскрытие своих талантов, возможностей, способность жить на 100%. А между тем многие люди, занимающиеся своим саморазвитием, на самом деле не занимаются своим личностным ростом, и даже порой не понимают, куда расти-то? Чтобы понять, что такое на самом деле личностный рост, обратимся к понятию личность.

Личность это совокупный показатель сознательной деятельности человека и социокультурных характеристик. То есть личность это, прежде всего развитое сознание и его отражение в социальной природе человека. Чтобы понять, как развивается личность, и куда ей надо расти, определимся с развитием сознания.

Сознание форма отражения объективной реальности, это мысли и идеи, которыми живет человек. Сознание цензура для действий и поступков.

Стадии формирования психики человека

Что говорит человек, который совершает какие-то противоправные действия? «сознание как будто отключилось», «не сознавал, что делал» и др. Сознание продукт социальной направленности, люди, которые выросли вне социума, ограничиваются лишь набором инстинктов и рефлексов, практически не используя сознание. Сознание в основной массе формируется в период активного роста в детстве. Чтобы понять, как растет личность (а здесь мы отождествляем эти понятия личность и сознание), рассмотрим, как формируется сознание в целом.

Задатки мыслительной деятельности обнаруживаются даже у растений. Ученые доказали, что растения реагируют на прикосновения и на речь человека. Электромагнитные колебания, исходящие от растения меняются, в зависимости от того, что делают с растением. Это появление реакций (самое первоначальное проявление сознания).

Следующим этапом являются эмоции. Эмоции присущи и животному миру, владельцы домашних питомцев знают, как радуются животные, увидев хозяина, как грустят при расставании, какие у них «умные глаза» и как «они все понимают, а сказать не могут».

Следующей ступенью развития сознания являются состояния. Состояние это психологическая характеристика, означающая более константное положение человека. Реакции мгновенны, эмоции чуть более продолжительны, они длятся минуты или часы, а состояния более длительны, они могут длиться от месяцев до многих лет.

Итак, человеческая психика проходит все эти стадии формирования. Изначально у ребенка появляются реакции (это происходит еще внутри утробы матери, кроха реагирует на свет, на поступление питательных веществ, на отношение матери к нему). Продолжается этот период и после рождения, пока кроха не начнет налаживать социальные связи и контакты. Взаимосвязь с родителями или лицами их замещающими, способствует появлению эмоций. Ребенок начинает проявлять радость, грусть, обиду, гнев, злость, восторг. Палитра эмоций расширяется и растет вместе с ребенком.

Эмоциональное реагирование одна из стадий развития личности, однако всегда наступает момент, когда человек должен перейти на следующую ступень перейти и познать состояния, а не эмоции. Переходы в развитии сознания чаще всего связаны с личностными кризисами. Примерно в год жизни происходит переход от реакций к эмоциям, затем ключевой момент наступает в три и семь лет, когда более сложными становятся эмоции, а реакции как таковые уже не используются.

Ключевым моментом перехода от эмоций к состояниям происходит в подростковом возрасте. Именно в этот период подростки начинают познавать ранее неизведанные чувства и состояния психики (первая влюбленность, к примеру). Далее в жизни личности должны происходить и другие кризисы, означающие переход от одной ступени к другой.

happy young businessman and big city

Личностный рост во взрослой жизни

Личностный рост во взрослой жизни это сознательная работа над своим реагированием, над своими мыслями и действиями. Когда человек уходит от реакций и эмоций и переходит в состояния. Чтобы было понятно, как эти понятия сменяют друг друга, рассмотрим несколько самых распространенных реакций, эмоций и состояний.

  • Беспокойство, тревога, надежда.
  • Тоска, грусть, печаль, прощение, принятие.
  • Страх вера, спокойствие.
  • Гнев, терпение, творчество.
  • Возбуждение, агрессия, радость, восторг, любовь.

Если человек живет в состоянии надежды, веры, творит и любит он личность. Если человек испытывает беспокойство, тревожится, боится непонятно за что, гневается по различным поводам и приходит к агрессии значит, личностный рост давно остановился на зачаточном уровне на переходе от эмоций к состояниям. Сознание такого человека инфантильно, оно не зрело. И это неплохо, это повод двигаться, работать над собой, принимать более серьезные вещи, реагировать не сиюминутно, а прогнозировать, складывать картину будущего, жить не эмоциями.

Если человек всячески занимается своим саморазвитием, учит языки, учится рисовать, лепить или творить что-то другое это конечно хорошо, но непосредственно личностным ростом это не является. Сколько именитых и замечательных художников остро и по-детски реагируют на критику, живут сиюминутно, эмоциями. Если человек с утра до вечера занимается своим самосовершенствованием (как ему кажется), но при этом испытывает преимущественно эмоции, а не находится в состоянии, значит совершенствуя свои навыки, он не развивает свое сознание.