Неуспеваемость ребенка в школе тревожит не только родителей, но и педагогов. Проблемы с освоением школьной программы, начинающиеся в младшем школьном возрасте, в дальнейшем только усугубляются. Проблемы нарастают как снежный ком и преодолеть их с каждым годом становиться все тяжелее. Причины возникновения сложностей с обучением и проблемы их преодоления могут отличаться. При привлечении к решению проблемы профессионалов ребенок моет достигнуть высоких результатов.
Причины неуспеваемости ребенка могут быть следующими:
- плохая подготовка ребенка перед школой;
- плохо сформированный процесс мышления;
- социальная и психологическая запущенность ребенка;
- тяжелые, длительные и хронические заболевания, которые могут вызвать отставание в развитии;
- нарушение внимания, памяти, мышления и т.п.;
- неправильное формирование навыков и умений (дисграфия, дислексия, дискалькулия);
- отсутствие доверия к педагогу;
- огрехи в методе преподавания;
- одаренность ребенка в какой-то одной области знаний.
Причины школьной неуспеваемости могут сочетать в себе несколько из выше перечисленных факторов. Ребенок при этом может испытывать головные боли, иметь гиперактивность или наоборот слегка заторможенные двигательные функции, повышенную утомляемость, неусидчивость, трудности при запоминании и усвоении материала, неспособность быстро переключить внимание с задания на задание и т.д.
Можно выделить ряд возможных признаков отставания школьников:
- Учащийся не может определиться в чем состоит трудность задания, определить план его решения, самостоятельно справиться с заданием, не в состоянии пересказать текст и ответить на вопросы.
- Пассивность ученика при прохождении нового материала и во время урока.
- Ребенок остается равнодушным к своим победам и поражениям.
- Учащийся не в состоянии объяснить для чего он выполняет задание и какое правило оно закрепляет.
- актически все неуспевающие ученики не могут сами организовать процесс своего обучения.
Но при правильном подходе можно значительно улучшить и даже максимально повысить успехи ученика при освоении школьной программы, для этого необходимо:
- Найти правильный метод и форму проведения обучения, новые педагогические достижения.
- Постоянный контроль и оценивание результатов освоения нового и поверка пройденного материала.
- Проведение с учеником дополнительных занятий для удаления пробелов в знаниях.
- Проведение воспитательной работы с самим учеником и с его семьей.
Правильно подобрать способ для повышения успеваемости можно при тщательном выявлении причины, приведшей к снижению освоения учеником школьного материала.